Журнал ТК96.ru: Транспорт тыла: приближая Великую победу

На этой неделе TK96.ru не мог не посвятить свой обзор годовщине победы в Великой Отечественной войне. В этот памятный день мы совершим краткий экскурс в историю развития и функционирования транспорта Свердловска военного времени и посмотрим, как работало дорожное хозяйство нашего города в те времена. На чем ездили, перевозили и летали свердловчане, обеспечивая бесперебойную работу предприятий, работающих для нужд фронта.

Главный эвакопункт страны

В первые месяцы Великой Отечественной войны на восток из европейской части СССР было в экстренном порядке эвакуировано более 2 тыс. промышленным предприятий, 212 из них приняла Свердловская область. Крупнейшим эвакопунктом стал Свердловск: сюда было эвакуировано более полусотни предприятий из западных регионов России и Украины. На их базе были созданы новые или расширены старые заводы: Уральский завод химического машиностроения, Уральский приборостроительный завод, Уральский оптико-механический завод и другие. Вместе они превратились в огромную площадку по производству военной техники. Так, например, заводом Уралмаш в военный период было выпущено 13,7 тысяч бронекорпусов для различных боевых машин, 7,1 тысяч башен тяжелого танка «Клим Ворошилов», более 5 тысяч самоходных артиллерийских установок (в основном СУ-122, СУ-85), 731 танк Т-34. Машиностроительный завод имени М. И. Калинина изготовил несколько тысяч зенитных установок 85-го калибра и противотанковых пушек 45-го калибра, Уралтрансмаш перешёл на выпуск танков Т-60 и комплектующих для САУ; Уралэлектроаппарат, принявший у себя эвакуированный из Воронежа завод имени Коминтерна, поставил на фронт 1711 реактивных миномётов «Катюша», каждый четвёртый советский танк выходил с двигателем, выпущенным на Уральском турбомоторном заводе Киевский завод «Красный резинщик» положил основу Свердловскому шинному заводу, московский «Каучук» — Заводу резиново-технических изделий; за годы войны эти предприятия наладили производство всевозможных видов резиновых деталей для боевой техники, изготовили более 222 тысяч обрезиненных катков для 11 тысяч танков. В целом, за годы войны объем производства в нашем городе вырос в шесть раз.

Трамвай: основной грузовой транспорт

Существенное возрастание объемов производства увеличило нагрузку на городской транспорт: его просто катастрофически не хватало переполненному эвакуированными заводами Свердловску. «Спасителем» стал трамвай— на нём перевозили буквально всё — от молока, хлеба и почты до военной продукции и раненых. В годы войны было построено 20 трамвайных подъездных путей к промышленным предприятиям, три новые трамвайные ветки.

Серьезной проблемой была нехватка вагонов. Женщины и подростки не могли квалифицированно вести ремонт, да и запчастей постоянно недоставало. Кроме того, вагоноремонтные мастерские занял завод, выпускавший снаряды. В этой сложной ситуации было принято беспрецедентное решение: вывезти простаивавшие ходовые вагоны из блокадного Ленинграда. С неимоверными трудностями, под бомбёжками и артобстрелами из окружённого города 60 пробитых пулями и осколками трамваев и запасных частей к ним все-таки была организована.

Троллейбус: третья линия в СССР

Для обеспечения нужд промышленных предприятий делалось одних трамваев было недостаточно. Особенно остро проблему ощущал Уралхиммаш, расположенных в 15 км от центра Свердловска. Вспоминает первый директор Уралхиммаша В. П. Курганов: «Весной 1942 г., будучи в Москве, я пошел в Госплан Союза ССР, чтобы с его помощью изыскать возможности строительства трамвайной линии. Заведующий одним из отделов Госплана, ответил, что нет возможности выделить ни рейсов, не шпал для строительства, однако он предложил другое решение проблемы: «А почему Вам обязательно нужна трамвайная линия – дорогое, трудоемкое и металлоемкое сооружение? Почему бы не подумать о троллейбусе?».
Так, уже осенью 1942 года Государственный комитет Обороны принял решение о строительстве в Свердловске первой троллейбусной линии, и в 1943 городской транспорт нашего города третьим в СССР после Москвы и Санкт-Петербурга пополнился троллейбусами. В Свердловск перевезли 25 троллейбусов, эвакуированных из Москвы в Куйбышев.
Первая троллейбусная линия протянулась от улицы Фрунзе до посёлка Нижнеисетск, где и размещался завод химического машиностроения. Её протяжённость составила 9,8 километра. Это была, пожалуй, по-настоящему народная стройка: кроме рабочих завода, в ней активно участвовали, копая ямы для опор и устанавливали опоры жители поселков Уктус и Нижне-Исетск.

Автобусы: под женским руководством

В довоенном Свердловске автобусы ( в 1930-е их было порядка 27 машин) ходили только на пригородных и междугородних линиях: потребности горожан же удовлетворяло трамвайное движение. В период войны автобусы обслуживали и городские маршруты. Несмотря на дефицит машин и жёсткую нехватку кадров, автобусное предприятие продолжало работать, хотя численность автобусов составляла 2 единицы, а коллектив состоял из одних женщин.

Железная дорога: главная транспортная артерия военного времени

Роль железной дороги в годы войны нельзя переоценить, так как именно поездами вывозилось на Восток оборудование заводов и фабрик, сельскохозяйственная техника, памятники культуры и искусства, многие военные базы и склады — в общем, все, что можно было разобрать и погрузить в вагоны.
В первые два-три дня военных действий вопросы об эвакуации населения, воинского имущества, промышленного оборудования и других народнохозяйственных ценностей в значительной мере приходилось решать военному командованию, партийным и советским органам по собственному усмотрению. Однако уже в конце июня эвакуация гражданского населения и материальных ценностей приняла организованный характер. Был создан Совет по эвакуации, в который вошли Н. М. Шверник , А. Н. Косыгин, А. И. Микоян, М. Г. Первухин и другие.
Общий объем перевозок по железным дорогам составил более 1,5 млн. вагонов, или 30 тыс. поездов. Только во второй половине 1941 г. из фронтовых зон на Восток было вывезено 2593 предприятия, в их числе 1523 крупных завода; 18 млн. рабочих, служащих и членов их семей.
Операция по перебазированию производительных сил страны на Восток была грандиозной по масштабам и, несмотря на все трудности, с неимоверным трудом, была успешно завершена: в частности, у нас на Урале разместились 667 эвакуированных заводов. В течение четырех — шести месяцев большинство этих предприятий возобновило производство. Их боевая продукция — танки, самолеты, артиллерия и другая военная техника — поспела к началу крупнейшей стратегической операции в районе Сталинграда и оборонительных сражений на других фронтах.

Кольцово: вклад в Великую победу

Для обеспечения задач военного комплекса 22 июня 1941 года, в день начала Великой отечественной войны, на аэродроме Кольцово началось грандиозное строительство взлетно-посадочной полосы (ВПП) с твердым покрытием. ВПП размером 1000 метров была построена в рекордно короткие сроки – за три месяца.
В октябре 1941 года в Кольцово был эвакуирован Научно-испытательский Институт Военно-воздушных сил Красной армии, проводивший испытания новых типов самолетов. 15 мая 1942 г. с аэродрома взлетел первый в мире истребитель БИ-1 с ракетным двигателем. Пилотом БИ-1 был капитан Григорий Бахчиванджи. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике. На уникальном для тех лет самолете Бахчиванджи совершил шесть полетов. Но седьмой оказался последним в его жизни: при испытании максимальной скорости истребитель потерпел катастрофу.
В 1943 году НИИ ВВС Красной армии передислоцировали на место прежнего базирования, аэродром было решено передать гражданской авиации. И 10 июля 1943 г. стал днем образования гражданского аэропорта Кольцово. Собственный авиапарк Кольцово в военный период был сравнительно невелик: аэропорт располагал двумя самолетами ЛИ-2 и двумя трофейными «юнкерсами».
В период Великой отечественной перед «Кольцово» стояли задачи по обеспечению доставки военных самолетов сибирских авиационных заводов и американских истребителей, бомбардировщиков и транспортных СИ-47 по секретной воздушной трассе «Фербенкс (Аляска) – Уэлькаль (Чукотка) – Москва». Еще одной важнейшей стратегической задачей в период войны было обеспечение полетов транспортных самолетов по заданиям военно-промышленного комплекса Урала.
В те напряженные годы работниками аэропорта была обеспечена высокая безопасность полетов: Кольцово работал без единого сбоя, и за все военное время не произошло ни одной катастрофы или аварии.

Что ж, не только танки и боевая артиллерия, но и транспорт тыла — трамваи, троллейбусы и автобусы— внесли свой вклад в приближении дня Великой Победы.

Транспортный портал поздравляет всех ветеранов ВОВ и и тружеников тыла с 66-летием победы в Великой отечественной войне!

*В обзоре использованы данные с официального сайта аэропорта «Кольцово», ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление», материалы аналитической статьи А.Берковича «Из истории общественного транспорта в Екатеринбурге».




Другие статьи:

Среда, 20.04.16
Bauma 2016 глазами портала ТК96

Транспортный Портал ТК96 побывал на выставке Bauma 2016, которая проходила в Мюнхене с 11 по 15 апреля 2016 года.

Вторник, 29.09.15
Бетон как главный и универсальный строительный материал

Одним из основных и универсальных строительных материалов является бетон. Его можно применять практически в любой сфере. Например, с ним строят стены и фундаменты, создают крыши и перекрытия. Также его используют при строительстве мостов, дорог, тоннелей и дамб. Сфера использования бетона зависит от его свойств, марки и класса. В данной статье мы расскажем о свойствах, характеристиках, классификации, применении и производстве бетона ...

Вторник, 29.09.15
Кризис. Количество курсантов автошкол сократилось в два раза

Руководители автошкол бьют тревогу: из-за финансового кризиса и новых программ обучения количество учеников сократилось в 1,5, а то и два раза. Это связано с резким подъемом цен на обучение и увеличением срока обучения. В этом материале вы узнаете, что говорят об изменениях руководители автошкол, какие изменения по аттестации будущих водителей сейчас действуют, как изменился вид водительского удостоверения, насколько выросли ...

Вторник, 29.09.15
CEMMS URAl 2015 глазами портала ТК96

Транспортный Портал ТК96 побывал на выставке CEMMS URAL 2015, которая проходит в МВЦ "Екатеринбург-ЭКСПО"  с 22 по 24 апреля 2015 года.

Вторник, 29.09.15
Дорожные катки: какие представлены на рынке и как среди них выбрать нужный

Дорожными катками называют специальную технику, которую используют, чтобы уложить и закрепить асфальт, грунтовое покрытие, либо другую поверхность. Они незаменимы при дорожных работах. С помощью катка дорожное покрытие уплотняют так, чтобы оно лежало надежно и не теряло свои свойства на глазах. Причем, само уплотнение и катки, которыми его добиваются, далеко не однотипны. Что касается видов уплотнения, то в дорожном строительстве различают ...


О Нас
Контакты
Реклама на портале
Помощь (FAQ)
Отзывы и предложения
 
 
Новости
Статьи
Интервью
Вакансии
Все акции
Объявления по аренде спецтехники
Объявления по продаже спецтехники
Объявления по продаже автомобилей
Черный список водителей такси
 
 
 
 
Регистрация
Добавить компанию
Добавить объявления
Прокат автомобилей без водителя
Заказ автобуса
Вызов эвакуатора 
Грузоперевозки
Такси
Лимузины и аренда автомобилей с водителем
 
 
Автомойки
Автосервисы
Автомагазины
Шиномонтаж
Автоэкспертиза
Обратная связь
© Единый транспортный портал 2010 - 2021